• Русский
  • English

Проблемы интеграции людей пожилого возраста в образовательное пространство

Reporter

Оксана Мосина

Text of report: 

Ориентация современной государственной политики России в направлении социальной справедливости и социального равенства актуализирует проблему взаимодействия общества и государства со старшим поколением. Демографические трансформации последних десятилетий привели к тому, что та часть общества, которую принято называть людьми «третьего возраста», становится все более многочисленной. Пожилое население мира ежегодно увеличивается на два процента, что существенно опережает темпы роста населения вообще. Оно, как ожидается, будет продолжать прирастать более высокими темпами по сравнению с другими возрастными группами, по крайней мере, в течение следующих 25 лет.

По прогнозам Организации Объединенных наций, к 2030 году доля населения России в возрасте от 60 лет и старше составит порядка 25% от общего количества населения [1]. Такие глобальные социально-демографические изменения инициировали новое понимание образовательной стратегии в отношении лиц пожилого возраста.

Сложившиеся направления государственной политики в сфере образования не в полной мере предусматривают инкорпорирование возрастной стратегии в практику, что создает ряд противоречий в обществе. А именно: в полной мере не используется человеческий капитал, что приводит к ежегодному увеличению социально-экономической нагрузки на население трудоспособного возраста; уровень жизни пожилого населения остается неоправданно низким, чем обусловливается его низкий социальный статус в общественной системе; прервана и искажена связь поколений, что привело к определенной социокультурной деградации общества и пр.

Исследования, проведенные отечественными специалистами в сфере взаимодействия пожилого населения с обществом показали наличие глубокого кризиса организационной системы вследствие плохо связанных между собой институциональных форм, способных преобразовать государственную политику в сфере образования: социально-экономического обеспечения, трудовой занятости, материального потребления, управления человеческими ресурсами [2; 3]. Это обусловливается тем, что традиционно сфера образования не была направлена на учет интересов всех возрастных групп населения. Однако, трансформационные процессы современного российского общества инициируют субоптимально ориентировать образовательную стратегию на удовлетворение таких интересов и сбалансированность интересов различных возрастных групп в интересах обеспечения дальнейшего общественного развития.

В целом можно говорить о том, что на современном этапе назрела проблема формирования нового подхода, как к пониманию педагогического феномена пожилого возраста, так и к институциональным условиям регулирования государственной политики в сфере образования относительно этой части населения.

Количественная и качественная динамика возрастной структуры общества, расширение поля выбора жизненных стратегий определяют необходимость пересмотра основных направлений государственной политики в сфере образования, ее приоритетов, а также уточнения и развития ее самостоятельного направления – геронтообразования.

При этом отметим, что геронтообразование станет эффективным только в том случае, если приобретет институциональные формы, а именно: свяжет воедино всех своих членов с их интересами и целями, а также общество как социальную систему. Кроме того, с учетом влияния внешних факторов на развитие институциональной структуры геронтообразования обязательно наличие сознательной, регулирующей и организационной формы деятельности самих пожилых людей, направленных на организацию геронтологического пространства внутри образовательной сферы, а также воспроизведение наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

 

Undefined